
В эти дни
отмечается знаменательная дата — 70-летие Курской битвы, после завершения
которой стратегическая инициатива в войне окончательно перешла на сторону
Красной армии.
В Курской
битве были задействованы шесть тысяч танков и четыре тысячи самолётов. И среди
тех, кто сломал 1943 году хребет гитлеровской военщине, были летчики,
подготовленные в липецкой авиашколе и танкисты, сражавшиеся на машинах,
восстановленных на ЛТЗ.
С обеих
сторон в Курской битве были огромные потери, порядка полумиллиона убитых,
раненых и пленных. По праву считается, что эта битва завершила коренной перелом
в Великой Отечественной войне, который начался со Сталинградской битвы. И в ту
промежуточную, но величайшую победу Великой Отечественной войны был внесен
вклад и липчан. В Липецке в годы войны располагались 104 военных госпиталя,
которые вернули в строй целую армию — порядка 100 тысяч человек. А с 1941 по
1943 годы Липецк стал и танкоградом, где ремонтировалась и восстанавливалась
огромная масса танков, а с 1944 года здесь стали производится танки Т-34-85. К
лету 1943-года в Липецке, на ЛТЗ восстанавливали танки, участвовавшие в
Сталинградской битве, и прошедшие Воронежский фронт, участвовавшие в Воронежско-Острогожской
и Воронежско-Касторненской операциях, в ходе которых были освобождены районы
Липецкой области.
О событиях,
начавшихся в июле 1943-го и продолжавшихся 49 дней, о вкладе Липецкой области в
победу в Курской битве, написали книгу капитан I ранга Анатолий Березнев,
директор Государственного архива Липецкой области, Герой Советского Союза Юрий
Чурилов и начальник отдела ГАЛО Елена Щукина.
По словам
Анатолия Березнева, к моменту Курской битвы в Липецке полностью отремонтировали
и, как говорится - поставили на ролики, даже залив баки горючим, более 120
танков. Были еще машины, поставленные по ленд-лизу и получившие повреждения в
первых боях (незначительное количество английских и американских), и трофейные
танки (венгерского и румынского производства), которые также ремонтировались в
Липецке. На тот момент Липецк стал одной
из главных ремонтных баз тяжелой и не только боевой техники, так как Челябинск
располагался далеко от линии фронта, а Сталинградский тракторный завод
практически сравнен с землей.

За танками в Липецк с фронта прибывали
экипажи, и партиями до 10 машин, они отправлялись сразу на Курское направление.
Танки шли по ночам, по дороге, которая существует и теперь, по направлению к
Волово, и далее на места боев Курской битвы. И мастерство наших танкистов было
таково, что колонны танков ни разу не подверглись бомбардировкам и доходили до
мест назначения без потерь.
Кроме того,
в небе Курской дуги бились с врагом летчики, подготовленные в местной
авиашколе. Из Липецка они направлялись под Елец, где было три аэродрома (один
непосредственно в Ельце), а оттуда — на аэродромы Курского направления.
В то же время, из Липецкой области шли на
фронт эшелоны со спиртом, который производили Липецкий, Грязинский,
Лебедянский, Елецкий спиртовые заводы. А ведь это — первая помощь при обработке
ран. Из Липецка шло огромное количество боеприпасов — мин, снарядов, гранат,
стрелкового оружия. Сегодня мало кто знает, что известковые заводы производили
здесь взрывчатку, и был налажен полный цикл производства боеприпасов, уже
снаряженных взрывчатым веществом. Взрывчатку производили на Елецком, а также
Грязинском, Липецком, Данковском, Раненбургском известковых заводах. На
территории Липецкой области в годы войны также изготовляли стратегическое сырье
из растения кок-сыгыз — заменителя каучука. В то время с каучуком,
использовавшимся в производстве резины, возникли большие проблемы, так как его
привозили из-за границы. В СССР тогда было все, кроме своего каучука. И вот
тогда пришлось вспомнить о кок-сагызе и этим каучуконосом были засеяны поля
нынешней Липецкой области.
Был и
массовый вклад липчан в Победу. Липчане, отрывая от себя, формировали
продовольственные подарки красноармейцам, сдавали продукты и средства в фонд
обороны, скидывались деньгами на производство боевой техники.
- Даже те
денежные средства, что присылали домой с фронта главы семейств, их жены
жертвовали на нужды фронта, - говорит Анатолий Березнев. - В архивах я
сталкивался с данными, когда матери 6-7 детей сдавали зерно на нужды фронта. У
них не принимали такую жертву, но женщины настаивали, так как знали, что это
идет их же мужьям, братьям и сыновьям на фронт. В Липецке жили многие жены
офицеров и они тоже вносили огромную финансовую лепту в дело Победы. Это было
самым настоящим единением фронта и тыла!
- Работая
над книгой, листая старые газеты, мы видели множество благодарственных
телеграмм лично Сталина, командирования Красной армии в адрес липчан, жителей
районов нынешней Липецкой области, - рассказывает Анатолий Березнев. -
Например, адресованные жителям села Куликовка Лебедянского района, сдавших
средства на фронт, или благодарность 12-летней Зое Плужниковой из
Долгоруковского района, которая отдала накопленные деньги на танк «Советский
пионер». Или Болотов Матвей Григорьевич из села Ново-Дубовое Хлевенского
района, отправивший телеграмму Сталину с уведомлением, что местный совхоз
собрал приличную сумму денег для фронта. И все это именуется массовым героизмом
населения не только на поле боя, но и в тылу.
По материалам gorod48.ru.