Недалеко от
нашей школы есть небольшая улица, названная в честь Дмитрия Барашева. Многие неправильно произносят фамилию - Барышев. А кем был этот
человек?

Д. И.
Барашев родился 19 октября 1920 года в селе Княжево ныне Моршанского района
Тамбовской области в крестьянской семье. В Красной
Армии с 1939 года. В 1941 году окончил Таганрогскую авиационную школу. Участник
Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
С созданием
весной 1942 года Авиации дальнего действия, входившей в резерв Верховного
главнокомандования, воинская часть, в которой служил старший лейтенант Дмитрий
Барашев, была переформирована в 752-й авиационный полк дальнего действия.
Изменились и боевые задачи лётного состава, а сам он стал чаще использоваться
для нанесения бомбовых ударов по административно-политическим и военным
объектам глубокого тыла противника и вдоль линии фронта в ходе авиационного
обеспечения стратегических операций.

Так, в ночь
на 10 сентября 1942 года, действуя в сложных метеорологических условиях, группа
наших самолётов атаковала военные и военно-промышленные объекты столицы фашистской
Румынии. При выполнении боевого задания самолёт Дмитрия Барашева получил прямое
попадание зенитного снаряда и загорелся. Экипаж покинул горящую машину на
парашютах, а попытка командира после приземления найти кого-либо из своих
товарищей не увенчалась успехом. Забравшись в стоящий на железнодорожной
станции вагон с углём, он, без глотка воды и крошки хлеба, через несколько
суток оказался на оккупированной немцами территории Белоруссии, попал к
партизанам и вскоре перешёл линию фронта. Члены его экипажа штурман Василий
Травин и стрелок Борис Андриевский оказались в плену. После допросов и жестоких
пыток они были заключены в концлагерь. Волею случая Травина весной 1943 года
спасли части Красной Армии, а его боевой товарищ погиб в условиях неволи.
Не раз экипаж старшего лейтенанта Барашева
выполнял задания по воздушной разведке. Во время одного из таких вылетов лётчик
заметил в воздухе вражеский самолёт, идущий на посадку с включенными бортовыми
огнями. Став на параллельный курс, используя запас высоты, стрелок-радист в
упор расстрелял противника. Через несколько минут таким же образом экипаж
Барашева разделался и со вторым бомбардировщиком.

Осенью 1942
года барашевский экипаж наносил удары по железнодорожным станциям
Ростова-на-Дону, Сальска, Шахт, Котельниково и Миллерово, где были
сосредоточены вражеские эшелоны с боевой техникой и личным составом,
предназначенные для отправки под Сталинград. Точечные бомбовые удары наносились
по позициям противника и в самом городе на Волге, где расстояние от немецких
позиций до наших окопов не превышало 20-30 метров. Экипаж выполнял по 2-3
боевых вылета с небольшими перерывами на отдых. Бомбовая нагрузка доходила до
двух с половиной тонн, что почти вдвое превышало предусмотренную конструкцией
самолёта.
За активное
участие в битве на Волге 752-му авиаполку было присвоено звание гвардейского.
Он также стал именоваться «Сталинградским». А 25 марта 1943 года командир
звена, кавалер двух орденов Боевого Красного Знамени гвардии старший лейтенант
Дмитрий Барашев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. К этому
времени он совершил 181 боевой вылет на бомбардировку важных объектов в тылу
врага, в том числе 145 ночью.
Экипаж
Дмитрия Барашева погиб в ночь на 20 августа 1943 года, совершая свой 298 боевой
вылет. Получив приказ, он в составе группы самолётов взял курс на крупный
железнодорожный узел Конотоп близ Киева, через который шло снабжение фашистских
войск. Точным ударом с воздуха был уничтожен эшелон с танками и живой силой
противника, повреждены пути и стрелочные переводы на станции. В скоротечном
воздушном бою стрелок-радист Николай Подчуфаров сбил немецкий истребитель,
пытавшийся атаковать Ил-4. На обратном пути при прохождении Старого Оскола в 23
часа 50 минут экипаж доложил: «Успешно выполнил задание. Готовьте бомбы на
повторный вылет». Но затем связь с воздушным судном была потеряна, и на
командном пункте полка и дивизии всю ночь тщетно ждали самолёт Барашева.
Как было
установлено позже, возвращаясь с боевого задания, крылатая машина столкнулась в
воздухе с другим бомбардировщиком, летевшим встречным курсом. Катастрофа, в
которой вместе с командиром погибли штурман старший лейтенант Василий Травин и
стрелок-радист старшина Николай Подчуфаров, произошла в небе недалеко от села
Боринское. В истории боевого пути 752-го авиаполка дальнего действия
сохранилась такая запись: «В 00 часов 10 минут погиб лучший экипаж Героя
Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Д.И. Барашева. Вместе с ним
погибли и его боевые друзья — гвардии старший лейтенант Травин, стрелок-радист
гвардии старшина Подчуфаров».

В Липецке на
площади Революции среди молодых деревьев стоит обелиск. На одной из его
гранитных сторон написано: «Герой Советского Союза Барашев Д.И. и воины
Отечественной войны Подчуфаров Н.С. и Травин В.Н. Погибли 20 августа 1943
года».

По материалам "Липецкой газеты”.