| Регистрация | Вход
Приветствую Вас, Гость | RSS

Меню сайта
Опрос
Поиск по сайту
Форма входа
09:16

   После завершения Курской битвы стратегическая инициатива в войне окончательно перешла на сторону Красной армии. 

    В Курской битве были задействованы шесть тысяч танков и четыре тысячи самолётов. И среди тех, кто сломал 1943 году хребет гитлеровской военщине, были летчики, подготовленные в липецкой авиашколе и танкисты, сражавшиеся на машинах, восстановленных на ЛТЗ.
 
    С обеих сторон в Курской битве были огромные потери, порядка полумиллиона убитых, раненых и пленных. По праву считается, что эта битва завершила коренной перелом в Великой Отечественной войне, который начался со Сталинградской битвы. И в ту промежуточную, но величайшую победу Великой Отечественной войны был внесен вклад и липчан. В Липецке в годы войны располагались 104 военных госпиталя, которые вернули в строй целую армию — порядка 100 тысяч человек. А с 1941 по 1943 годы Липецк стал и танкоградом, где ремонтировалась и восстанавливалась огромная масса танков, а с 1944 года здесь стали производится танки Т-34-85. К лету 1943-года в Липецке, на ЛТЗ восстанавливали танки, участвовавшие в Сталинградской битве, и прошедшие  Воронежский фронт, участвовавшие в Воронежско-Острогожской и Воронежско-Касторненской операциях, в ходе которых были освобождены районы Липецкой области.
 
    О событиях, начавшихся в июле 1943-го и продолжавшихся 49 дней, о вкладе Липецкой области в победу в Курской битве, написали книгу капитан I ранга Анатолий Березнев, директор Государственного архива Липецкой области, Герой Советского Союза Юрий Чурилов и начальник отдела ГАЛО Елена Щукина. 
 
    По словам Анатолия Березнева, к моменту Курской битвы в Липецке полностью отремонтировали и, как говорится - поставили на ролики, даже залив баки горючим, более 120 танков. Были еще машины, поставленные по ленд-лизу и получившие повреждения в первых боях (незначительное количество английских и американских), и трофейные танки (венгерского и румынского производства), которые также ремонтировались в Липецке. На тот момент  Липецк стал одной из главных ремонтных баз тяжелой и не только боевой техники, так как Челябинск располагался далеко от линии фронта, а Сталинградский тракторный завод практически сравнен с землей.
 
 
 
    За танками в Липецк с фронта прибывали экипажи, и партиями до 10 машин, они отправлялись сразу на Курское направление. Танки шли по ночам, по дороге, которая существует и теперь, по направлению к Волово, и далее на места боев Курской битвы. И мастерство наших танкистов было таково, что колонны танков ни разу не подверглись бомбардировкам и доходили до мест назначения без потерь.
 
Кроме того, в небе Курской дуги бились с врагом летчики, подготовленные в местной авиашколе. Из Липецка они направлялись под Елец, где было три аэродрома (один непосредственно в Ельце), а оттуда — на аэродромы Курского направления.
 
    В то же время, из Липецкой области шли на фронт эшелоны со спиртом, который производили Липецкий, Грязинский, Лебедянский, Елецкий спиртовые заводы. А ведь это — первая помощь при обработке ран. Из Липецка шло огромное количество боеприпасов — мин, снарядов, гранат, стрелкового оружия. Сегодня мало кто знает, что известковые заводы производили здесь взрывчатку, и был налажен полный цикл производства боеприпасов, уже снаряженных взрывчатым веществом. Взрывчатку производили на Елецком, а также Грязинском, Липецком, Данковском, Раненбургском известковых заводах. На территории Липецкой области в годы войны также изготовляли стратегическое сырье из растения кок-сыгыз — заменителя каучука. В то время с каучуком, использовавшимся в производстве резины, возникли большие проблемы, так как его привозили из-за границы. В СССР тогда было все, кроме своего каучука. И вот тогда пришлось вспомнить о кок-сагызе и этим каучуконосом были засеяны поля нынешней Липецкой области. 
 
Был и массовый вклад липчан в Победу. Липчане, отрывая от себя, формировали продовольственные подарки красноармейцам, сдавали продукты и средства в фонд обороны, скидывались деньгами на производство боевой техники.
 
    - Даже те денежные средства, что присылали домой с фронта главы семейств, их жены жертвовали на нужды фронта, - говорит Анатолий Березнев. - В архивах я сталкивался с данными, когда матери 6-7 детей сдавали зерно на нужды фронта. У них не принимали такую жертву, но женщины настаивали, так как знали, что это идет их же мужьям, братьям и сыновьям на фронт. В Липецке жили многие жены офицеров и они тоже вносили огромную финансовую лепту в дело Победы. Это было самым настоящим единением фронта и тыла!
 
   - Работая над книгой, листая старые газеты, мы видели множество благодарственных телеграмм лично Сталина, командирования Красной армии в адрес липчан, жителей районов нынешней Липецкой области, - рассказывает Анатолий Березнев. - Например, адресованные жителям села Куликовка Лебедянского района, сдавших средства на фронт, или благодарность 12-летней Зое Плужниковой из Долгоруковского района, которая отдала накопленные деньги на танк «Советский пионер». Или Болотов Матвей Григорьевич из села Ново-Дубовое Хлевенского района, отправивший телеграмму Сталину с уведомлением, что местный совхоз собрал приличную сумму денег для фронта. И все это именуется массовым героизмом населения не только на поле боя, но и в тылу.
 
По материалам gorod48.ru.
Полезные ссылки




















Сайт создан в системе uCoz