Совсем немного времени остаётся до Олимпиады в Сочи. А знаете ли вы, кто был первым русским олимпийским чемпионом?
7 ноября 1908 года в Санкт-Петербурге был устроен прием по случаю успешного выступления наших спортсменов на Олимпиаде в Лондоне. Первый русский олимпийский чемпион, фигурист Николай Панин-Коломенкин получил из рук императора особый подарок - серебряную триумфальную колонну, увенчанную коньком. Предлагаем любопытные истории из жизни первого олимпийца России.
Будущий чемпион Николай Панин-Коломенкин родился в селе Хреновое Бобровского уезда Воронежской губернии, а фигурным катанием начал заниматься в Санкт-Петербурге, куда после развода с мужем перебралась его мать.
Юный Коломенкин получил доступ на лед в знаменитом Юсуповском саду, где спустя почти два десятилетия смог выиграть на международном турнире у знаменитого Ульриха Сальхова (именем этого шведа, блиставшего в начале века, назван элегантный прыжок).
Противостояние между Коломенкиным и Сальховом, начавшееся в Петербурге, украсило соревнования по фигурному катанию на лондонской Олимпиаде-1908. В обязательной индивидуальной программе шведу удалось победить, правда, ценой скандала. Судейская комиссия состояла из пяти членов - помимо российского и шведского арбитров, в нее вошли немец, швейцарец и представитель Великобритании.
Как выяснилось позже, двое последних имели повод подсуживать Сальхову - с одним спортсмен водил дружбу, второй оказался шведом по происхождению. Но скандинав пытался воздействовать и на других судей, оспаривая их высокие оценки Коломенкину, а кроме того выкрикивал в адрес конкурента ругательства и даже угрозы. В итоге россиянин запротестовал и в произвольном катании участвовать отказался.
Часом истины должны были стать состязания по выполнению специальных фигур. Участники представляли судейской комиссии чертеж, который затем пытались прорисовать коньками на льду. Узнав, насколько сложную траекторию собирается повторить Коломенкин, Сальхов просто ушел от борьбы. И не напрасно - россиянин блестяще выполнил заявленную программу, завершив рисунок ровно в той точке, с какой его начал. Оценка - 219 баллов из 240 возможных - казалась невероятной. А побить этот рекорд ни Сальхову, ни кому бы то ни было еще судьба шанса не предоставила. Из-за сложности выполнение спецфигур из программы Олимпийских игр изъяли.
Панин-Коломенкин, пожалуй, мог выступать на олимпиаде и в еще одном виде спорта. Он 12 раз становился чемпионом страны по стрельбе из пистолета и 11 - из боевого револьвера. Однако в этой дисциплине в Лондоне первенствовали американцы и бельгийцы, а Россия спортсменов не представила.
Зато через четыре года наша сборная стрелков поехала в Стокгольм под руководством как раз Панина-Коломенкина и завоевала "серебро". До "золота" не хватило самой малости - объективности шведских судей, которые насчитали у безупречно стрелявших россиян два промаха.
А сам Панин-Коломенкин еще раз удивил всех в 1928 году, когда его, давно уже не тренировавшегося, уговорили принять участие в Первой всесоюзной спартакиаде. "Мне много помогали мои занятия самыми разнообразными видами спорта: легкой атлетикой, греблей, футболом, лаун-теннисом, фехтованием, борьбой, - вспоминал Панин-Коломенкин. - Я участвовал в морских парусных гонках в бурную погоду, ездил на велосипеде, стрелял из дуэльного пистолета и револьвера.”
Будучи лучшим в мире фигуристом, Коломенкину приходилось скрывать спортивные достижения на работе - он трудился помощником податного инспектора в Петербургском департаменте окладных сборов. Легенда гласит, что до победы в Лондоне руководство ведомства и не подозревало, что держит в штате звезду мирового уровня, поскольку было против столь легкомысленных увлечений своего сотрудника.
Рассекретили Панина, оказавшегося Коломенкиным, петербургские газетчики. По случаю победы россиянина на Олимпийских играх в популярном издании опубликовали его снимок, который попался на глаза кому-то из сослуживцев. Номер газеты тут же лег на стол начальнику податного департамента, а тот, вместо того, чтобы поздравить чиновника-чемпиона, объявил ему ультиматум. Времена были сложные, и Николай предпочел большому спорту небольшую, но стабильную зарплату. К фигурному катанию он позже вернулся - но уже в качестве тренера.
Псевдоним "Панин" к названию населенного пункта в Воронежской области, как можно подумать, отношения не имеет. Под таким именем в соревнованиях по велоспорту выступал хороший знакомый Коломенкина, Сергей Крупский. Когда из-за травмы он был вынужден прекратить многообещающую карьеру, счастливый псевдоним, приносивший Крупскому только победы, "по дружбе" перешел к Николаю.
Один из первых коньков с носком в виде головы коня. XVIII век
Между тем имя потрясающего спортсмена, тренера и теоретика спорта (насколько известно, он разработал систему спортивных разрядов подготовки и создал идеальную модель конька, которую используют и по сей день) на его малой родине звучит редко и тихо. В Боброве ему установлен памятник работы скульптора Дикунова, в Хреновом повесили мемориальную доску, а в дачном поселке Тепличный есть улочка, названная в его честь - вот, пожалуй, и все, что сейчас связано в регионе с первым чемпионом.
Правда, на фоне стартовавшей олимпийской эстафеты об успехе фигуриста вспомнили воронежские блогеры. В социальных сетях уже обсуждают несколько способов увековечить успех уроженца региона. В 2014 году, возможно, выпустят юбилейные почтовые марки и конверты с его изображением, а также монеты. Интересным представляется и конкурс на лучшую открытку "Родина первого чемпиона".
По материалам "Российской газеты”
|