14 сентября 1812 года войска Бонапарта заняли Москву. Здесь вы можете вспомнить несколько моментов, сопровождавших оккупацию города.
В Москву без боя
Войска Наполеона вошли в Москву без боя. Город к этому времени был практически пустым. Французский полководец надеялся, что после этого император Александр I подпишет капитуляцию. Еще в захваченном Смоленске Бонапарт говорил: "Не пройдет и месяца, как мы будем в Москве: через шесть недель мы будем иметь мир".
Без еды
Оккупанты, оказавшись в Москве, попали в тяжелое положение – солдатам не удалось найти запасы провианта. В поисках еды французы начали грабить дома.
Москва горит
Сразу после захвата, ночью город запылал. По приказу генерал-губернатора Ростопчина были подожжены продовольственные склады. Так как пожары вспыхнули в разных частях, сожжение Москвы также приписывают партизанским вылазкам и огульному мародерству французской армии. Из-за огненного хаоса Наполеону пришлось покинуть Кремль. «Москва превратилась в огненное море. Вид с кремлевского балкона был бы достоин Нерона, поджигающего Рим, что же касается меня, то я никогда не походил на это чудовище, и при взгляде на эту ужасную картину сердце моё обливалось кровью», - написал впоследствии полководец. После великого пожара по подозрению в поджогах были расстреляно до 400 горожан из низших сословий.
Конюшни в храмах
Во время нахождения в Москве французы особенно не церемонились с русскими святынями, в ряде храмов были устроены конюшни. Также в некоторых церквях были устроены плавильные горны для переплавки золотой и серебряной утвари. А после возвращения русских Успенский собор Московского Кремля и вовсе пришлось опечатать, дабы толпа не видела учинённого внутри бесчинства.
Нужен мир
Наполеон оказался в западне: зимовать в разорённой пожаром Москве не представлялось возможным – катастрофически не хватало фуража. Полководец делает неоднократные попытки примирения с Александром I. Так, в начале октября он отправляет к Кутузову генерала Лористона с наказом: «Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите только честь». Кутузов после короткой беседы отправил Лористона назад в Москву с отказом.
Слезы полководца
Когда в октябре 1812 года армия Наполеона позорно и в спешке покинула Москву. Кутузов, узнав об этом, заплакал и сказал: «Боже, Создатель наш! Наконец ты внял молитве нашей! С этой минуты Россия спасена!».
По материалам "Комсомольской правды"
|