Хотите
узнать, как учатся в японских школах? Воспитанием ребенка в японской семье
традиционно занимается мама. Она полностью посвящает себя малышу. В некоторых
случаях доходит даже до фанатизма, когда молодая женщина начинает ходить вместе
с ребенком в детский сад или начальную школу, чтобы следить за тем, как он
развивается.
Если
детский сад в Японии не является обязательной ступенью образования, то в
начальную и среднюю школу должны ходить все.
Учебный год в Японии начинается 6-го апреля,
во время цветения сакуры. В начальной школе ребятам преподают обществоведение,
арифметику, музыку. Здесь дети продолжают изучать нормы поведения в японском
обществе, а также занимаются спортом и рисованием. Очень большое внимание
уделяется воспитанию любви к природе. Ребят водят на экскурсии в зоопарки, а
бывает и так: школьнику поручается завести маленького питомца и ухаживать за
ним.
Особое место отводится изучению японского
языка и японской культуры. Важным моментом здесь является обучение ребенка
письму. Еще в детском саду малыш посещает занятия, направленные на развитие
мелкой моторики: например, оригами (искусство складывания бумаги) и оятори
(умение плести узоры и узелки из натянутой на пальцы веревочки). Такие занятия
не только облегчают процесс обучения письму, но и приобщают ребенка к культуре
страны.
Во многом начальная школа носит
воспитательный, а не образовательный характер. Кроме правил поведения в
обществе, школьник учится и тому, как правильно ухаживать за собой: его учат
быть аккуратным и чистоплотным. После окончания занятий дети проводят уборку в
классе, а время от времени – и на школьной территории.
Во многих школах нет столовых, и дети приносят
с собой обед из дома. Учителя тщательно следят за тем, чтобы это была здоровая
пища. Для этого японские мамы получают специальный инструктаж: что и как нужно
приготовить, чтобы ребенок получал все необходимые его организму вещества.
Кроме того, она должна позаботиться и о красоте блюда.
Поэтому приготовление обычного школьного обеда превращается в настоящее
искусство. Пища укладывается в коробочку очень аккуратно, так, чтобы ребенок не
только утолил голод, но и получил эстетическое удовольствие.
Дети обедают
прямо в классной аудитории. Если ученик ест неаккуратно или в неположенное
время, его наказывают.
В начальной школе ребенок посещает примерно
четыре урока в день, каждый из которых длится сорок пять минут. В средних и
старших классах число уроков доходит до шести, и ребенок получает возможность
выбирать некоторые предметы по своему усмотрению.
Все японские школьники, кроме самых маленьких,
обязаны носить форму. Мальчики носят «гакуран» – брюки (или шорты) и пиджак
темного цвета с воротником-стойкой. Форма девочек называется «матросская фуку»
и напоминает костюм моряка. Это рубашка и юбка. Также в комплект женской формы
входят носки, кофта, шарф. В отношении формы существуют определенные правила.
Так, например, мальчики должны ходить в шортах и зимой, и летом, вплоть до
седьмого класса, когда им выдаются брюки. Девочки же круглый год ходят с голыми
ногами, а на линейку с директором школы, которая проводится три раза в неделю,
обязаны приходить в кофте, даже если на улице стоит жара.
Самый сложный период для японского подростка
наступает с окончанием средних классов. Именно в это время ему предстоят
экзамены, по результатам которых он сможет поступить в старшую школу с тем или
иным направлением. Если ученик плохо сдаст переводные экзамены, об обучении в
университете он может забыть. Конкурс в вузы Японии очень высок, поэтому
готовиться к поступлению нужно заранее, еще в средней школе.
Иногда самостоятельной подготовки к экзаменам
бывает недостаточно. И тогда подростка отдают в специальную школу – дзюку. Это
явление можно сравнить с широко распространенным в России репетиторством, но в
Японии школьники готовятся к экзаменам коллективно. Занятия здесь проходят в
будние дни после уроков в обычной школе, а также в выходные.
Кому-то может показаться странным, что в
обычных школах преподаватели не особо жалуют индивидуальный подход к каждому
ученику. Все попытки казаться не таким, как все, приводят к плачевным
результатам. Одноклассники начинают дразнить, а нередко и вовсе травить
ребенка, который чем-то отличается от сверстников. Самое неприятное, что
преподаватели чаще всего не пресекают, а иногда и поощряют моральное
издевательство над «белой вороной».
«Торчащий
гвоздь забивают» - эта известная японская пословица как нельзя лучше описывает
один из основных принципов, по которому живет японское общество. Здесь можно
быть индивидуальностью, самосовершенствоваться, но при этом ни в коем случае
нельзя забывать об интересах коллектива. Лучше не выделяться из толпы: «белых
ворон» здесь не терпят. Эта особенность японской культуры отразилась на
воспитании маленьких японцев и японской системе образования. В этом есть свои положительные
и отрицательные моменты. С одной стороны, с малых лет японец учится уважать
других, соблюдать правила этикета, быть дисциплинированным. С другой стороны,
он постоянно находится под давлением общества, боится сделать что-то не так и
потерять лицо. (По материалам журнала "Здоровье школьника")
|