
Портфель,
тетрадь, пенал, циркуль… Откуда взялись в русском языке и что означают эти и
другие "школьные” слова?
Существительное портфель появилось в России в начале
ХIХ века и
произносилось тогда как портфейль. А возникло оно во французском языке из
словосочетания porter feuille, буквально означавшего "носить листы
бумаги”.
У многих
названий школьных принадлежностей древние славянские корни. К примеру, слова учебник, точилка, краски, счёты связаны с глаголами учить, точить, красить, считать. К общеславянскому восходит
также слово ручка – рука и родственные слова дневник и день, ведь записывать домашние задания в дневниках ученикам
приходится ежедневно.
Слово тетрадь заимствованно в ХI веке из греческого языка, оно означает четвёртую часть полного листа (tetra переводится как четыре). В далёкие
времена тетради состояли из сшитых листов пергамента, позже – бумаги.
Греческая
основа и у существительных резинка и ластик. Первое образовано от греческого retine – так греки называли древесную смолу.
Из греческого слово перешло в латынь – resina и уже из латыни – к нам. А в словах ластик
и эластичный (по-гречески elastikos) – общий корень со значением "упругий, гибкий”.
Существительное атлас – собрание географических карт -
тоже связано с Древней Грецией. Оно восходит к имени мифологического героя Атласа, или Атланта (Atlas, Atlantos), которого Зевс наказал за участие в
борьбе титанов против богов. Атлас осуждён был держать на своих плечах небесный
свод.
Многими
словами мы обязаны латыни. Первоначальный смысл слова "циркуль” (circulus) – "круг, окружность” – объясняет назначение инструмента для
вычерчивания окружности. Линейка
образована от существительного linea – линия, которое
возникло тоже в латинском языке. И калькулятор
– от латинского calculation – калькуляция, то есть "счёт,
подсчёт”. А карта (charta) – "лист бумаги”.
Существительное пенал вошло в широкое употребление в
ХIХ веке.
Латинское по происхождению, оно пришло к нам из немецкого языка. Слово пенна в
переводе с латыни – "перо”. Пеналом (pennal) называли футляр для перьев.
Со второй
половины ХVIII столетия в русский язык вошло немецкое слово pappe – папка,
причём сначала оно писалось паппа. В языке-источнике слово имело разные смыслы:
"каша”, "клей”, "картон”. Из папки-картона делали разные коробки и футляры.
Потом название материала перенесли на изделие из него: папкой стали именовать плотную обложку для
хранения и ношения бумаг, рисунков, тетрадей.
Слово карандаш, известное у нас с XVIII века, тюрксого происхождения.
Карандаш (qara tas) буквально означает "чёрный
камень”, то есть графит (буква н в середине характерна для слов,
заимствованных из тюркских языков, например, каланча, саранча). Из этого природного
материала чёрного или тёмно-серого цвета делают стержни для рисования и
черчения. Человека, занимавшегося изготовлением карандашей, когда-то величали
карандашным мастером или карандашником.
Теперь
заглянем в ученический класс: ряды парт, школьная доска, в шкафу глобус. Слова глобус и класс употребляются в русском языке с Петровского времени. Корни их
латинские: глобус (globus) – "шар”, а класс (classis) означает "собранные вместе”, "разряд”,
"сословие”. Вот почему классом
называется не только школьная комната для занятий, но и большая группа людей (общественные
классы), а также учащиеся одного и того же года обучения (начальные классы,
старшие классы).
Происхождение
существительного парта не совсем
ясно. Есть предположение, что оно связано с латинским словом – parties – партис, то есть "часть”, "доля”. Обычно за партой сидят два ученика, и у каждого из них "своя”
часть. А первоисточник существительного доска
– греческое слово diskos – дискос, которое греки употребляли в значении "метательный диск, круг”.
Древние
славянские слова урок и речь, оказывается, родственные, у них
общий корень. Ведь урок буквально означает – "сказанное”. Примечательно, что в русском языке существительное урок
имело разные значения. Сначала урок – это договорённость, уговор, условие,
затем уроком стали называть налог, платёж, штраф, а также поучение,
наставление, назидание, позже – работу, заданную на определённый срок, и, наконец,
учебное время.
Какой же
урок без педагога?! Существительное педагог
пришло из греческого языка, в котором paidagogos значило "ведущий ребёнка”. В Древней Греции педагогами называли рабов,
водивших детей в школу и следивших за их учёбой. Рабы-педагоги были очень
строгими: за любое непослушание они имели право наказывать детей плетью.
По материалам журнала "Наука и жизнь”.
Автор статьи – доктор филологических наук Наталия Черникова.
|