29 июня 2013
года в нашей стране отмечается День изобретателя и рационализатора. В России
изобретены множество технических средств, изменившие историю человечества:
талантливый русский ученый Д.И. Виноградов открыл секрет изготовления фарфора,
Н.И. Кибальчич за несколько дней
до казни разработал проект реактивного летающего аппарата для полета в космос,
персональный компьютер, по мнению некоторых авторов, был изобретен в 1968 году
советским конструктором А.А. Гороховым, который назывался "программирующий
прибор".
Всему миру
известны русские изобретатели-самоучки и
промышленные инженеры, отец и сын - Ефим Алексеевич (1774—1842) и Мирон
Ефимович (1803—1849) Черепановы (их часто ошибочно называют братьями).
Ефим Александрович ЧЕРЕПАНОВ
Они были из крепостных Демидовых — знаменитой
семьи владельцев заводов. Лишь на 60-м году жизни отец и в 33 года сын получили
вольную за изобретательскую деятельность.
Мирон Ефимович ЧЕРЕПАНОВ
Талантливых
механиков их хозяева горнозаводчики Демидовы направляли для ознакомления с
достижениями техники в Петербург и за рубеж — в Швецию, Англию. Русские
самородки успешно перенимали там передовой технический опыт, изучали
технические новинки.
Полученный
опыт и природный талант позволили Черепановым изготовить более 20 оригинальных
паровых машин разной мощности, создать ряд уникальных станков — токарных,
винторезных, строгальных, сверлильных, гвоздильных и др.
С 1822 года
вплоть до своей смерти Ефим был главным механиком всех заводов в Нижнем Тагиле.
Сын Мирон был его учеником и в 1819 году был назначен его заместителем и, в
конечном счёте, заменил отца после его смерти.
Черепановы
значительно улучшили механизмы, использовавшиеся в металлургии, добыче золота,
железа и меди, а также лесопилки и мукомольные мельницы. Однако наиболее
интересным аспектом работы Черепановых являются паровые машины, которые они
упорно пытались внедрить в промышленное производство.
Начиная с
1820 года, Черепановы построили около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60
л.с. В 1833 году Мирон Черепанов был командирован в Англию, где изучал
устройство железных дорог. По возвращении, в 1833—1834 гг., Черепановы создали первый
в России паровоз, а затем в 1835 году — второй, более мощный.
Первый паровоз Черепановых
Они также
построили чугунные железные дороги от одной из своих фабрик на медный рудник.
За строительство железной дороги длиной 854 м Мирон Черепанов получил вольную
(Ефим получил её несколько раньше, также за строительство паровых машин).
Несмотря на успешное выполнение проекта и их локомотивы, изобретение
Черепановых не нашло поддержки за пределами завода, и впоследствии их паровые
локомотивы были заменены конной тягой.
Не следует
считать, что построенные Черепановыми паровые машины не нашли применения из-за
косности администрации заводов. Дело было совершенно в другом. Как ни
удивительно — в экологии. Единственным источником энергии в тех краях была
древесина. Вырубка лесов дошла до немыслимых пределов. Лес приходилось возить
на огромные по тем временам расстояния. Использовать паровые машины в таких условиях
было просто нереально. Нужно было время, чтобы одновременно сложилась целая
структура: угольные карьеры, железные дороги к ним, угольные паровые машины
(паровозы) для транспортировки угля к угольным паровым машинам — двигателям
заводов.
Самым
замечательным делом Е. А. и М. Е. Черепановых стало строительство первой
отечественной железной дороги и самых первых в России паровозов.
Памятник Черепановым
Всего 800 м
имели «колесопроводы» — рельсы, всего 15 км/ч была скорость первого
«сухопутного парохода» — паровоза, построенного в 1834 г. Но именно с этого
паровоза и с этой дороги начинается история железнодорожного транспорта в нашей
стране.
|